В 6:30 века Стали на побережье Пар Воллена, что на дальнем Севере, увидели первые корабли кунари, и так началась новая эра военного искусства. История назвала это событие первой войной с кунари, хотя на самом деле то была кровавая резня. Воины кунари в сверкающих стальных доспехах легко прорубали себе дорогу в рядах противника и продвигались далеко вглубь материка. Их пушки, подобных которым не видали наши предки, за считаные минуты разбивали стены городов в щебень.
Об оккупации кунари рассказывают разное. Говорят, они разлучали семьи и отправляли пленных в "учебные лагеря", дабы обратить их в свою веру. Сопротивлявшиеся навсегда исчезали в шахтах или строительных лагерях. Однако на каждый рассказ о злоключениях приходится рассказ о просветлении, полученном через некий "Кун". Это либо свод философских воззрений, либо кодекс, который регулирует все стороны жизни кунари, а возможно, и то и другое. Один обращенный сегеронец утверждал, что испытывает жалость к отказавшимся принять Кун, как если бы завоеватели привели его к некоему откровению. "Всю свою жизнь, – писал он, – я следовал путем Создателя, куда бы он ни вел, но только Кун научил меня идти собственным путем".
Говорят, самый надежный способ уничтожить народ – не мечами, а книгами. К счастью, мир, привыкший противостоять Мору, не склонился перед чужеземными завоевателями. Так начались Священные Походы.
Главной силой войск, возглавляемых Церковью, был Круг Магов. При всей своей развитой технологии кунари, как выяснилось, люто ненавидели магию. Пушечному огню Церковь ответила молниями и огненными шарами.
Кунарийские армии были попросту задавлены численно превосходящим противником. При Марнус Пелл с двух сторон было столько погибших, что, говорят, Завеса в том месте непоправимо разорвалась и до сих пор в развалинах бродят орды неупокоенных мертвецов. Однако с каждым годом Церковь продвигалась все дальше и дальше в земли, захваченные кунари, хотя обращенных в учение Кун оказалось нелегко вернуть в лоно Андрасте.
К концу века Бурь кунари наконец были отброшены. Единственным краем, который после освобождения сохранил верность учению кунари, был Ривейн, и его правители попытались выторговать себе мир. Боль-шинство стран людей, исключая Тевинтерскую империю, подписало Лломеринское соглашение. Этот шаткий мир сохраняется до сих пор.
Лломеринское соглашение.
50 лет. Именно такой срок понадобился Империи, чтобы избавиться от кунарийской оккупации. Однако прочим государствам Северного Тедаса повезло гораздо меньше. И белая Верховная Жрица, и черный Верховный Жрец объявили начало Священных походов и впервые с тех пор, как произошел раскол в Церкви, действовали сообща. Так началась осада длиною в век: великаны-кунари засели в Антиве и Ривейне, а весь Тедас бросил против них свои войска.
Война истощила ресурсы всех стран Тедаса, приведя большинство из них на грань разорения. Что касается великанов, то их отступлению в конечном итоге способствовал не урон, нанесенный их армаде, не гибель их солдат, а те чудовищные потери, которые понесло население Ривейна. Когда третий Священный поход практически выкосил жителей Конт-аара, даже не затронув оккупационные войска кунари, великаны наконец-то пошли на попятный.
Договор, который официально положил конец Кунарийским войнам, был подписан на политически нейтральном острове Лломеррин, у южного побережья Ривейна. Через 150 лет после того, как кунари нанесли первый удар по материку, они наконец покинули наши берега. Согласно договору, они получили во владение северный архипелаг – в обмен на прекращение враждебных действий против всех народов Тедаса.
Стоит, однако, отметить, что королевство Ривейн сразу же нарушило мирный договор. Дважды. Первый раз, когда люди северного Ривейна – почти все почитатели Кун, а значит, по определению "кунари" – отказались покинуть свои дома и отправиться в изгнание на острова. И второй раз, когда Ривейнская Церковь и сторонники национальной идеи, не сумевшие вернуть своих соотечественников в лоно Создателя, прибегли к очищению силой, перебив великое множество безоружных людей и захоронив их в братских могилах. Остается загадкой – и великой удачей, – что вожди Конт-аара не призвали на помощь своих союзников из Северного пролива, не то бы мы сражались с великанами и по сей день.